(† между 330 и 345), мученики (пам. 2 нояб.). Пострадали при Шапуре II Персидском (310/11-379/80). Несмотря на то что они жили в Персии, никаких свидетельств о них на сир.- языке персид. христиан - не сохранилось. Есть основания считать, что древнее повествование, послужившее основой для греч. жития Симеона Метафраста (X в.), составлено очевидцем событий. Согласно житию, святые А., Пигасий и Анемподист были придворными Шапура, тайными христианами, Аффоний - одним из мучителей, обратившимся ко Христу при виде страданий святых мучеников, а Елпидифор - царским вельможей, вставшим на сторону христиан. Кроме мучеников, названных по именам, довольно пространное житие упоминает о множестве др. новообращенных, казненных по приказу Шапура, в их числе его собственная мать. А., Пигасий и Анемподист претерпели побои, истязания огнем и железными крючьями, их бросали сначала в море, потом в яму с ядовитыми змеями. Мучения, во время к-рых святые оставались невредимыми, сопровождались многочисленными чудесами и видениями. Наконец, А., Пигасий и Анемподист были преданы сожжению, а Аффоний и Елпидифор - усечены мечом. Место мученичества неизвестно. В К-поле существовало 2 храма, посвященных этим мученикам: в Девтероне и на Золотом Роге.
Пространное житие святых мучеников переведено на слав. язык к кон. XI в. Краткое житие переведено в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно вновь было переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. В XVI в. пространное и краткое жития мучеников включены под 2 нояб. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 129).
Эти мученики особо почитались в Византии, и их память содержится в большинстве Месяцесловов: в Типиконе Великой ц. (IX–X вв.), где указано совершать празднование в «их мартириуме в Девтероне» (Mateos. Typicon. T. 1. P. 88-89), в Стишном прологе придворного к-польского поэта XI в. Христофора Митилинского и во мн. др. источниках (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 341). В Студийско-Алексиевском уставе (XII в. ГИМ. Син. Греч. № 330. Л. 90об.) предписано читать на утрене мучение А. и его дружины. Согласно Мессинскому Типикону (1131) (Arranz. Typicon. P. 47-48), представляющему собой италийскую редакцию Студийского, нек-рым спискам Иерусалимского (напр., XII в., Sin. gr. 1096 - Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 32), а также по первому печатному рус. Типикону 1610 г. и Уставам, используемым совр. греч. и рус. Церквами (см. Типикон. Т. 1. С. 237-238), А. положена служба без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова).
Последование этим святым известно уже по многочисленным рукописям студийского типа (напр., XII в. Ath. Philoth. 28; Ath. Doch. 31; РНБ. Греч. № 551. Л. 127-130; РНБ. Греч. № 227. Л. 111-112об.), подробное его описание содержится в Мессинском Типиконе (Arranz. Typicon. P. 47-48). Состав гимнографии (стихиры, канон, седален, кондак, экзапостиларий) мало изменился со времен действия Студийского устава (однако в совр. печатных греч. и рус. Минеях помещен особый тропарь мученикам - « », тогда как, напр., в Мессинском Типиконе и в ркп. РНБ. Греч. № 551 выписан общий - « »). Канон 4-го гласа составлен прп. Феофаном Начертанным († 845). Славник на вечерне в афинской Минее приписывается гимнографу Антонию. Кондак святым содержится в рукописном Кондакаре (1-й пол. XIV в. ГИМ. Син. Греч. № 437. Л. 47об.- 48об.).
Святые А., Пигасий, Аффоний, Елпидифор и Анемподист изображались, как правило, вместе; одеяния и жесты традиционны для мучеников: облачены в богато украшенные хитоны и плащи, в руке держат крест. Их облик в памятниках визант. искусства в основном соответствует описанию, приведенному в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., хотя есть и различия: А.- «молод, с остроконечною бородою» (Ч. 3. § 10. № 64), Аффоний - «молод, с раздвоенною бородою» (Ч. 3. § 10. № 66), Пигасий часто изображен седовласым, с седой заостренной бородой средней длины, но в «Ерминии» о нем сказано: «молод, с круглою бородою» (Ч. 3. § 10. № 65), Елпидифор и Анемподист, согласно тексту «Ерминии», «юные, без бород» (Ч. 3. § 10. № 67), но лишь один из них обычно представлен без бороды (чаще Анемподист), др.- всегда с бородой. Их изображения сохранились в храмах Каппадокии: в Нов. Токалы, кон. X в.; в Гёреме 11, X в.; Киличлар-Кушлюк Гёреме, 1-я пол. XI в.; Диреклы-килисе в Белисирма, нач. XI в.; в ц. св. Феодора в Ешильоз, XI в.; а также: в нартексе кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в., в ц. Св. Софии в Охриде, 50-е гг. XI в.; на миниатюре в Синаксаре, 3-я четв. XI в. (РНБ. Греч. № 373. Л. 1об.); в зап. части наоса кафоликона Успения Богородицы мон-ря Дафни, ок. 1100 г.; на сев. стене нартекса ц. Панагии Араку в Лагудере (Кипр), 1192 г.; в ц. Панагии Олимпиотиссы в Эласоне (Греция), посл. треть XIII в.; в мон-ре Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1316-1321 гг.; в ц. Таксиархов в Кастории (Греция), 1359-1360 гг. Сцена мучения представлена в Минологии Василия II (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. P. 155); во фресках трапезной Великой лавры св. Афанасия на Афоне, 1512 г. Единоличные изображения этих святых встречаются редко: А. представлен один в ц. св. Иоанна Крестителя (№ 4) в Гюлю-Дере (Каппадокия), между 913 и 920 гг., в ц. Богородицы на о-ве Наксос (Греция), ок. 1056 г.; А. и Пигасий - в Баллы-килисе в Соганлы (Каппадокия), 1-я пол. X в.; на рус. минейной иконе нач. XVII в. (ЦАК МДА).